sochinyai.ru

Готовые сочинения на любую тему!

Оцените сочинение:
1 1 1 1 1 Рейтинг 4.11 [9 Голоса (ов)]

Александр Николаевич Островский – один из тех выдающихся писателей, которые оставили невероятно яркий, громадный по своему значению след в истории развития русской литературы. И если Александр Сергеевич Пушкин подарил нам всем поэзию, раскрывшуюся под его мастерским пером в наивысшей своей степени, то Островский стал достойным отцом русской национальной драматургии.

Читая пьесы Островского, невольно погружаешься в мир, созданный автором; чувствуешь то, что чувствуют герои, следишь за каждым их движением и словом. Герои словно оживают на страницах произведения. Оживают, чтобы наставить, научить своего читателя, чтобы дать ему духовную пищу для размышлений, заставить задуматься и, если это будет необходимо, призвать к действию. Так говорит с нами Катерина в пьесе «Гроза»; так взывает к нам Лариса со страниц «Бесприданницы».

Когда берешься за чтение того или иного произведения, неосознанно начинаешь искать в нём героя, наиболее близкого твоему сердцу. Начинаешь искать того, кто, быть может, отличается от всех других. Если в чёрном ночном небе зажжется одна-единственная звезда, неужели мы устремим свой взор в мрак? Нет. Свет, исходящий от звезды, непременно заставит нас обратиться к нему. Именно такой звездой, вдруг вспыхнувшей белоснежным, чистым огнем среди темноты, стала Катерина, главная героиня пьесы Островского «Гроза».

Что привлекает нас в Катерине еще с самых первых страниц? Она – обыкновенная девушка с обыкновенной, ничем не примечательной судьбой. Выйдя замуж, Катерина навсегда оставляет дом, где прошло всё её детство, и попадает в мир, чуждый ей – в «тёмное царство». Здесь нет понятия любви и чести, доброты и понимания; всё это заменяют собой деньги; а где есть деньги, там есть власть, унижение, ложь, корысть. «…честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать». Там, куда по неизбежности судьбы попала Катерина, живут люди такие же тёмные, как и само царство. Это и Кабаниха, притворяющаяся благочестивой и набожной, а притом унижающая всякого, кого посчитает ниже самой себя; это Дикой, который, осознав полную свою власть и безнаказанность, «нападает» на слабых, оскорбляя и гнобя их: «Ты - червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю». А между тем, никто из жителей города не решается противостоять им, не осмеливается дать отпор «самодурству». Тихон, сын Кабанихи, прогибается под матерью, как колос под ветром. Он – яркий пример слабости, малодушия и ничтожества, неспособности постоять за себя, а тем более – за окружающих: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить! Где уж мне своей волей жить!». Не уступает в безволии Тихону и Борис, возлюбленный Катерины, испугавшийся назревающей «грозы» и бросивший девушку в полном одиночестве, без поддержки и опоры.

Единственный человек, помимо Катерины, которому удается вырваться из рук Кабановой – её дочь Варвара. Тем не менее, ошибочно утверждать, что Варвара пошла против устоев «тёмного царства» - она двинулась в обход. Ей чужды муки совести и стыда за содеянные грехи. Девиз Варвары: «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».

Можно ли сказать тоже самое о Катерине? Отнюдь. Катерина – образ чистый и светлый. В отличие от людей, окружающих её, девушка не чувствует себя счастливой в мире, где нет ни любви, ни свободы. Её душа жаждет света, потому что сама преисполнена им. Катерина искренняя и честная, в ее благочестивом сердце нет и не может быть никакого обмана: «Обманывать-то я не умею… Скрыть-то ничего не могу…» Катерина умеет мечтать. Легко ли сохранить это бесценное умение, будучи запертой в «тёмном царстве» ?.. «Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь…»

Катерина не видит другого выхода из темноты, кроме как посредством смерти. Смерть в ее понимании – освобождение. Она не способна, подобно Варваре, всю жизнь лгать и притворяться. Обман не приносит ей счастья – он гнетет её. И Катерина решается. Не смотря на свою искреннюю веру в Бога, она не боится и того, что ждёт ее после смерти. Катерина знает, что идет на тяжкий грех, но это не пугает её. «Грех? Молиться не будут? Кто любит, тот и будет молиться». В её сознательном решении расстаться с жизнью нет проявления слабости и малодушия. Напротив, сделав этот нелегкий шаг, Катерина предстает перед нами как личность сильная, решительная и, самое главное, способная бороться. Бороться против того, что не принимает её чистая душа.

Еще одним ярким примером живой человеческой души, попавшей в мир бездушия, является Лариса Огудалова, главная героиня драмы Островского «Бесприданница», которая сталкивается уже не с «тёмным царством», как было в «Грозе», а с холодным, жестоким миром буржуазных отношений. На смену грубому, даже дикому Дикою, которого не интересует ровным счетом ничего, кроме денег, приходит образованный, интеллигентный Кнуров, планирующий «в Париж прокатиться на выставку». Вместо Кабанихи, топчущей и уничтожающей всё на своем пути – Харита Игнатьевна, хитрая, «проворная», как выразился Вожеватов, стремящаяся извлечь выгоду из всего, над чем имеет власть: «Без хитрости на свете не прожи­вешь».

Не исчез из душ человеческих и обман. Ярким примером тому является Паратов, который, вдоволь «наигравшись» с влюбленной в него девушкой, просто-напросто бросает её. Не лучше Паратова и Карандышев. Пускай последний и не оставил Ларису, твёрдо решившись жениться на ней, но и в нём нет истинной и подлинной любви, какой требует сердце девушки. Любовь Карандышева – лицемерие, удовлетворение собственного чувства достоинства и эгоизма; Лариса же для него – дорогая вещь, которая, как он думает, превозносит его над другими, дает право гордиться собой. В его чувствах нет чистоты, возвышенности, искренности – всё в нем низко и недостойно.

Лариса вынуждена жить в мире, где всё можно купить и продать. В мире, где нет ничего высокого, бесценного – всему назначена своя цена; имея деньги, можно получить всё, что угодно. Всё, что угодно, можно и продать. Кнуров и Вожеватов, не в силах решить спор, разыгрывают Ларису в орлянку, как обыкновенную вещь. «За удовольствия платить надо…» - произносит Вожеватов в разговоре с Мокием Порменычем. Сложно, не зная контекста, даже подумать, что речь здесь ведется о настоящем, живом человеке, а не о каком-то предмете роскоши. В мире, изображенном Островским в «Бесприданнице», обесценивается, уничтожается человеческая личность. То, что действительно имеет ценность, невозможно купить или продать; однако ни Кнуров, ни Вожеватов, ни Паратов, ни Харита Огудалова так не считают.

Не такая Лариса. Она, в отличие от других, сохранила то человеческое, что должно быть в каждой живой душе. Лариса умеет любить, и любить по-настоящему, до конца. Поэтическая натура девушки как бы поднимается над порочным миром. Недаром ее имя в переводе с греческого обозначает «Чайка». Лариса без устали твердит матери, что желает выбраться в село, где сможет отдохнуть душой. Временное успокоение Лариса находит в пении, звуки подхватывают ее и уносят прочь от всех неприятностей. В ее тонкой, чуткой и музыкальной душе звучит и русский романс, и цыганская песня, стихотворения Лермонтова и Баратынского. Ларисын внутренний мир бесконечно богат, в отличие от Кнуровых и Вожеватовых. 

Лариса, как и Катерина, находит освобождение в смерти. Она не осмелилась убить себя собственными руками – слишком любит она жизнь, слишком дорог ей этот мир, пускай бесчувственный и серый. Выстрел Карандышева подарил свободу душе, в которой еще теплилось настоящее чувство. Кто знает, быть может, оставшись в живых, Лариса стала бы точно такой же, как и люди, окружающие ее. Быть может, она потеряла бы то, что забрала с собой в вечность сейчас. В смерти Ларисы нет трагедии - настоящей трагедией можно назвать ее жизнь. «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не старался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно…» Так же, как наполненная светом душа Катерины не смогла вынести постоянно мрака, так и горячее сердце Ларисы не нашло счастья в мире цинизма и холодного расчета.

Лариса и Катерина – два светлых, чистых образа, представленные в пьесах Островского «Бесприданница» и «Гроза». Именно к ним, как к двум ярким звёздам, тянется наше сознание с первых до последних страниц произведений. Помыслы, наполненные светом, но заключенные во мрак; души, полные жаждой свободы, но принужденные к заточению; горячие сердца, кострами вспыхнувшие в холодном мире и на недолгое время озарившие собой окружающую их тьму. И если костры эти навсегда погасли на страницах пьес, то в сердцах читателей, в наших сердцах, они будут сиять вовеки, не позволяя смиряться, падать перед низостью и пороком, побуждая бороться, бороться за свободу, чего бы она не стоила.

Автор: Маша Иванова

Заказать сочинение 
Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!

Добавить комментарий